Ландшафтный дизайн

Вопросы сочетания растений по окраске

Вопросы сочетания растений по окраске
Из предыдущих статей о особенностях колорита растений становится очевидным, что с целью достижения желаемых эффектов садовод при проектировании декоративных насаждений должен хорошо разбираться в ассортименте пород и, что главное, уметь правильно сочетать их в композициях. Следовательно, при проектировании и построении колоритных пейзажей он прежде всего должен руководствоваться основными принципами гармонии красок.
В этой статье будут коротко рассмотрены некоторые известные положения теории колорита, имеющие наиболее существенное значение для колоритного оформления насаждений.
Из широкого круга вопросов цветоведения или теории колорита для решения садоводческих задач первостепенное значение приобретает гармония красок, которая заключается, главным образом в таком сочетании цветовых поверхностей, которые производят приятное, эстетическое впечатление.
В этой статье, не вдаваясь в подробности теории колорита, укажу только на те основные принципы, по которым устанавливаются правила гармонических сочетаний красок.
Цвета обычно распределяют в цветовом кругу, который делится в основном на две части. В одну часть входят красные, оранжевые, желтые, желтовато-зеленые цвета, а в другую — голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые. Входящие в первую часть цвета условно называют теплыми, а в другую — холодными цветами.
Различают следующие типы колоритных сочетаний:

Контрастные колоритные сочетания.

Такие сочетания получаются сопоставлением диаметрально противоположных цветовых спектров круга, как, например: пурпурно-красный с зеленым; красный (карминный) с голубовато-зеленым, оранжево-красный с голубым, оранжевый с синим, желтый с фиолетовым, и зеленовато-желтый с пурпурно-фиолетовым. Тут же следует отметить, что учитывая разнообразность окраски имеющегося ассортимента колоритных древесных пород, при построении композиции, можно допустить некоторую перестановку красок в рамках цветов, близких по характеру. Например: красный (карминный) с зеленым и пурпурно-красный с голубовато-зеленым, оранжево-красный (киноварный) с синим и оранжевый с голубым, желтый с пурпурно-фиолетовыми и зеленовато- желтый с фиолетовым.

Гармонические (характерные) колоритные сочетания.

Подобные сочетания получаются комбинацией цветов близких по спектральному порядку, в частности путем сопоставления цветов круга, расположенных через три сектора (т. е. пропуская три сектора), например: пурпурно-красный с желтым, красный (карминный) с зеленовато-желтым, оранжево-красный с зеленым, оранжевый с голубовато-зеленым, желтый с голубым, зеленовато-желтый с синим, зеленый с фиолетовым, голубовато-зеленый с пурпурно-фиолетовым, голубой с пурпурно-красным, синий с красным (карминным), пурпурно-фиолетовый с оранжевым.
Наиболее полное впечатление гармонических сочетаний получается при сопоставлении трех или пяти цветов. Особенно гармоничны тройные соединения цветов, называемые триодами, которые исходят из гармонических сочетаний.
Для получении подобных комбинаций цветов в триодах к какому-либо произвольно взятому сектору цветового круга, считаемого за первый прибавляется пятый и затем девятый сектор  идя в какую-либо одну сторону от начального сектора. Или же первому произвольно избранному сектору прибавляются пятые сектора, расположенные по обе стороны начального.
Если, например, мы хотим иметь в триоде кроваво-красный цвет, то для получения общей гармонии при-соединяем к нему зеленый и фиолетовый цвета.

Дисгармонические сочетания.

Дисгармонические сочетания получаются при сопоставлении секторов, расположенных через один — например: Пурпурно-красный с оранжево-красным, красный (карминный) с оранжевым, оранжево-красный с желтым и другие.
Дисгармонические колоритные сочетания, как доказано, действуют отрицательно и нарушают общую гармонию колорита, если они не уравновешены другими цветами.
Цвета очень близкие между собою по спектральному порядку могут быть расположены рядом друг с другом, подобные сочетания называются ньюансовыми. Красный цвет в сочетании с оранжево-красным производят приятное впечатление. Гармоничны также сочетания постоянно нарастающих тонов одного какого-либо цвета. Например: желтого, светло-желтого, желтовато-зеленого, желтовато-оранжевого и др. Такие комбинации цветов создают впечатление нежности и придают комбинации легкость.
При чисто колоритных сочетаниях пород в композиции, за основу принимается наиболее яркие (теплые) окраски растений и сроки колоритности, а формы и объемы пород компонуются в соответствии с общим цветовым решением. При этом, как правило учитываются экспозиция местности, освещение, характер планировки участка и др.
Зеленый цвет, разных тонов и интенсивности создаваемый отдельными растениями и газонной поверхностью, в таких сочетаниях должны способствовать выделению цветовых, пятен и вместе с тем объединять их в общую композицию.
Для получения выразительных и ярких цветовых сочетаний растений, нужно избегать пестроты цветов в композициях. Если богатая палитра красок умело сочетавшаяся в произведениях прикладного искусства, составляют одну из равных их художественных показателей, то в садово-парковых композициях, рассчитанных на колоритный эффект, большая пестрота цветов отрицательно влияет на общую художественную выразительность картины, однако тут же следует указать, что при оформлении больших территорий, с увеличением пространства можно гармонически разнообразить и цвет.
Комбинацией растений двух, трех или пяти разных цветов получаются наиболее совершенные колоритные эффекты.
С целью получения ярких и выразительных красок, хорошо сочетаются растения близкой структурой кроны.
В одних вариантах сочетаются между собой красивоцветущие древесные растения, что типично для весны, в других цветнолистные породы, и красивоплодные растения, дающие эффекты в основном в осенний период. Сочетаются также и некоторые цветнолистные формы лиственных и хвойных пород, колоритность которых является наиболее длительной.
При весенних сочетаниях полный эффект композиции, т. е. когда цветение всех растений протекает одновременно, часто бывает сравнительно короткой — не более 30 или 60 дней, однако в эти сроки сочетания, при удачном подборе пород, могут быть весьма выразительными и долго запоминающимися. Вместе с тем, в некоторых вариантах отдельные растения начинают цвести до сроков полного колоритного эффекта или продолжают цвести дольше, что частично сохраняет колоритность композиции. Что касается начала и продолжительности колоритного эффекта то они в известной мере могут изменяться в зависимости oт неблагоприятных климатических и экспозиционных условий.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button